Вот уж поистине философский вопрос! Сталкиваются тут две противоположные проблемы: с одной стороны, милосердие (а вдруг он без нас погибнет?), с другой — здравый смысл.
Но давайте попробуем разобраться в этом сложном вопросе. Первое — это то, кого нужно спасать и отчего, а кого лучше не трогать.
Не секрет, что половина животных и, прежде всего, детеныши, вовсе не нуждались ни в какой помощи. Их просто украли из природы несведущие люди, приняв за сирот. Почему-то многие думают, что если рядом с птенцами-слетками, зайчатами, бельчатами, малышами копытных, лисятами не оказалось родителей, то им без нашей помощи никак не обойтись.
Но что будет, если совы, чьих птенцов изымает человек, станут весь день сидеть при своих детях? Кто же их накормит, кто обеспечит едой многочисленное и очень прожорливое потомство? Кто наловит для своих детей-слетков мелких птичек, тихонечко сидящих на ветках в ожидании родителей, сотни и даже тысячи насекомых за день? Кто отыщет добычу для лисят, мелких куньих?
И ежи никак не могут проводить весь день в гнезде с ежатами, ведь еж сам должен хорошо питаться, чтобы было молоко, а значит, ходить на охоту. Но и дети не могут сидеть на месте без движений. Как и все малыши, они любят играть, резвиться, греться на солнышке, когда возраст позволяет им выбраться из нор и гнезд. И вот тут-то и происходят их неприятные встречи с людьми. Так зачем же хватать то, что прекрасно проживет в природе и без вас? Ведь, несмотря на то, что 80% молодняка погибает в первый же год жизни, природа не становится от этого беднее, если в ее законы не вмешивается человек.
Не могут постоянно пребывать рядом с детенышами ни копытные, ни зайцы. И делают они это не из-за равнодушия, а в целях безопасности своего потомства. Поскольку своим запахом и видом они могут привлечь хищников, а малыши от них еще убежать неспособны. Вот и пользуются детки своим покровительственным окрасом и тем, что совершенно не пахнут. Придут родители, покормят и опять уйдут, и будет ребенок в безопасности, если на его несчастье не найдет его человек и не унесет домой, обрекая на гибель или создавая очередные проблемы центрам реабилитации.
Конечно, можно и нужно помочь раненому животному и действительно осиротевшему детенышу, но прежде надо убедиться, что они действительно нуждаются в этом. Для этого неплохо с места происшествия связаться со специалистами: телефоны центров реабилитации сейчас легко можно найти в интернете. Специалисты всегда поймут и подскажут, что делать именно в данном случае.
И еще хочется сказать о массовых видах, в основном птиц. Это вороны, голуби и чайки.
Поскольку живут они в городах и встречаются в большом количестве, то и в руки человека попадают постоянно. Птенцов-слетков трогать не надо, разве что отнести в сторону от проезжей части, если они оказались вблизи дороги или прямо на ней. Несите птенца открыто, чтобы родители могли проследить за вами и найти свое чадо. А вот что делать с искалеченными птицами?
Всем центрам знакомы звонки с такой информацией: «Подобрали ворону/голубя/чайку. Летать не может. Перелом крыла/ноги или неизвестно что. Куда его передать? В какой приют или зоопарк? А вы его не возьмете? Сами держать не можем, потому что у нас кошки/собаки/дети/аллергия». А еще почти на каждом сайте центров реабилитации выложена информация о том, что эти виды птиц они не принимают. Знаете почему? Потому что если принимать все, то, что предлагают люди ежедневно, для содержания этих пострадавших, причем не временного, а пожизненного, не хватит ни вольеров, ни кормов, ни сил. Потому что вы, подобравшие, не готовы спасать и содержать у себя даже одного пострадавшего, но считаете, что центры могут содержать их сотнями.
И единственное, что тут можно предложить «сердобольным» гражданам, пытающимся сделать доброе дело за чужой счет, хорошо подумать, прежде чем подбирать… Прикинуть, сможете ли вы, лично вы, оплатить прием в ветклинике, чтобы постаревшему поставили диагноз. Сможете ли вы оплатить ему лечение, порой очень недешевое и длительное. И самое главное: сможете ли вы содержать эту спасенную птицу у себя дома пожизненно, поскольку приютов для подобных животных в нашей стране нет, и не предвидится. А владельцы реабилитационных центров — это не олигархи, а просто слегка «ненормальные» люди, которые, зарабатывая деньги на основной работе, тратят их и свое время на выхаживание и подготовку к жизни в природе диких животных, часто оказавшимися в неволе по недоразумению и при участии все тех же очень «сердобольных» людей.
Яна Мурашова, биолог
Источник — «Всё о домашних животных»
Фото — «Реабилитационный центр диких животных «Ромашка»